Личностные адаптации часть 2.
Личностная адаптация каждого человека является комбинацией двух факторов:
- полученное при рождении
- приобретенное в результате взаимодействия с другими людьми в первые шесть лет жизни
Известная теория К. Юнга об интроверсии и экстраверсии и вытекающие из нее уровни энергии влияют на выбор ребенком его адаптаций.
Интроверсия-экстраверсия, уровни энергии и адаптации
Интроверсия (низкий уровень энергии). Низкий уровень энергии человека, способствует формированию Обсессивно-компульсивной адаптации. Такая адаптация усиливается, когда окружающие человека поощряет активный подход к решению проблем и достижению успеха.
Человек, имеющий ту же самую предрасположенность, но чьи родители и окружающие склонны больше контролировать (преследовать), скорее всего, сформирует Параноидную адаптацию. Такая адаптация усиливается, когда человек не уверен в том, что активное решение проблем приведет к позитивной реакции. Для ребенка лучшая стратегия - сначала отступить, оценить ситуацию, а затем действовать осторожно, чтобы «не быть огорошенным».
Когда активный подход к решению проблем не приносит положительного результата, а родители человека напуганы потребностями ребенка, то человек, склонный к интроверсии и имеющий низкий уровень энергии, скорее всего, сформирует Шизоидную адаптацию. Ребенок лучше прикинется шлангом чтобы не лезть на рожон, пока его родители не успокоятся.
Экстраверсия (высокий уровень энергии).
Более экспрессивный вид энергии, способствует формированию Истеричной адаптации. Такая адаптация усиливается, когда окружение человека поощряет эмоционально-экспрессивное выражение энергии.
Человек, имеющий ту же самую предрасположенность, но чьи родители или окружение склонны отвергать его, скорее всего, сформирует Антисоциальную адаптацию, которая усиливается в конкретной среде. Антисоциальная личность склонна вовлекаться в ситуации, где у нее есть преимущество и возможность выиграть, и быть пассивной, где эти факторы отсутствуют.
Когда родители препятствуют ребенку активно решать проблемы и начинают с ним борьбу за власть, сдаваясь только тогда, когда ребенок уже достаточно настрадается, то человек, предрасположенный к экстраверсии и имеющий больше экспрессивной энергии, скорее всего, формирует Пассивно-агрессивную адаптацию. Ребенок выбирает стратегию для себя стратегию стойко сопротивляться и не сдаваться.
Личностные адаптации формируются в раннем детстве. На них влияют факторы, как интроверсия-экстраверсия и стили воспитания на каждой стадии психосоциального развития.
Адаптации «для выживания» включают в себя Шизоидную, Антисоциальную и Параноидную, а адаптации «для одобрения» – Пассивно-агрессивную, Обсессивно-компульсивную и Истерическую.
Адаптация «для выживания»
Адаптация для выживания является реакцией на первый психосоциальный вопрос оральной стадии развития – «базовое доверие против базового недоверия». Данная адаптация представляет собой реакцию ребенка с целью заботы о себе при утрате доверия, т. е, когда ребенок не может более доверять своему окружению в удовлетворении своих потребностей.
Адаптации для выживания - Шизоидная, Антисоциальная и Параноидная – формируются в первые восемнадцать месяцев жизни. Они могут быть рассмотрены как реакции на отсутствие эмпатии и внимания со стороны родителей и окружения: чем меньше эмпатии и внимания получает ребенок, тем боле выражена сама адаптация.
Стиль воспитания и адаптации «для выживания»
Родители не совершенны и каждый допускает ошибки в воспитании. В чем-то «недокармливают», «перекармливают» или, иначе говоря, от случая к случаю.
При недокармливании родители осторожны и нерешительны при общении с ребенком, причина тому, переполнения сильными чувствами. Чувство нерешительности ребенок очень хорошо чувствует и старается умалчивать о своих способностях, чтобы не расстроить родителей. Ребенок таким образом учится поддерживать родителей, надеясь, что они будут чувствовать себя с ним более безопасно и, в свою очередь, начнут о нем заботиться. Есть и другая сторона медали, что если эта стратегия потерпит неудачу, то ребенок начнет отстраняться, решив для себя: «Вы мне не нужны! Я сам о себе могу позаботиться!». В результате формируется Шизоидная адаптация, с помощью которой ребенок пытается удовлетворить свои потребности в основном благодаря фантазии вместо того, чтобы находиться в реальности.
Когда родители перекармливают, часто из-за своей собственной потребности в стимуляции и/или из-за желания показать всему миру, какие они хорошие родители. Делают все для ребенка прежде, чем он осознает потребность в чем-то. В этом случае ребенок привыкает к постоянной заботе и удовлетворению потребностей родителями, не пытаясь сделать что-то сам. Такая стратегия приводит к тому, что, когда родители устали или отсутствуют, ребенок чувствуют, что его отвергли. Ребенок может испытывать отвержение еще и в том случае, когда оба родителя были только при рождении или если они к нему безразличны. Позитивное здесь то, что ребенок научится продвигать себя, привлекая к себе внимание. Негативное, что если стратегия терпит неудачу, то ребенок начинает манипулировать другими, с целью получить желаемое любыми способами. В результате формируется Антисоциальная адаптация, с помощью которой человек по жизни будет пытаться удовлетворить свои потребности окольными путями.
При непоследовательном воспитании родители общаются со своим ребенком в непредсказуемой манере, часто из-за собственных различных стрессов. Иногда они поддерживают его, а порой проявляют агрессию и злость на одно и то же поведение. Таким образом, поведение, которое однажды получило положительную реакцию, может в другое время вызвать реакцию негативную. В результате ребенок чувствует себя все время неловко, постоянно опасаясь, что он «сделает что-то не так», сам не зная из-за чего. Стратегия ребенка заключается в том, чтобы научиться быть чрезвычайно осторожным, пытаясь увеличить для себя шанс позитивной реакции со стороны родителей. В случае неудачи негативная реакция может привести к тому, что он станет подозрительным и категоричным по отношению к родителям. В результате формируется Параноидная Адаптация, с помощью которой ребенок пытается удовлетворить свои потребности, будучи гипербдительным, жестко контролируя себя и свое окружение.
Адаптация «для одобрения»
Адаптации для одобрения - Пассивно-агрессивная, Обсессивно-компульсивная и Истеричная – формируется от восемнадцати месяцев и до шести лет жизни ребенка. Адаптация для одобрения являются реакцией ребенка на требования и ожидания родителей относительно поведения в семье и во внешнем мире. Чем сильнее ожидания, тем сильнее выражена адаптация.
Стиль воспитания и адаптации «для одобрения»
Сверхконтроль, акцент на достижение успеха и фокус на том, чтобы сделать других счастливыми. Когда родители сверх контролируют детей, считая, что ребенок «должен все делать по-моему!», то в этом случае они ощущают жизнь как борьбу. Каждый раз, когда они хотят что-либо получить, они обнаруживают, что за это надо бороться. Плюс в том, что дети научатся быть чрезвычайно стойкими в попытке удовлетворить свои потребности. Минус, что если стратегия потерпит неудачу, то ребенок становится упрямым и думает: «Если я не могу получить то, что я хочу, то и ты не получишь того, чего хочешь…я могу этому препятствовать!». В результате формируется Пассивно-агрессивная адаптация, с помощью которой ребенок пытается удовлетворить свои потребности, делая всегда по-своему…
Родители делают акцент на достижение успеха, придавая равное значение как результату, так и процессу, дети учатся быть чрезвычайно успешными. Если эта стратегия терпит неудачу, то дети решают, что действует недостаточно хорошо, и становятся сверхуспешными в своей попытке получить одобрение. В результате формируется Обсессивно-компульсивная адаптация, с помощью которой ребенок пытается удовлетворить свои потребности, постоянно доказывая, насколько он хорош. В дальнейшем, для ответственного работоголика переусердствовать — это попытка избежать как позора, так и вины, которые вытекают из неодобрения. Из позитивного здесь только быть эмоционально реактивным и радовать других. Негативное же заключается в том, что если эта стратегия терпит неудачу, то дети могут усилить свои негативные реакции и становиться сверхреактивными в надежде получить желаемое. В результате формируется Истерическая адаптация, с помощью которой человек пытается удовлетворить свои потребности, становясь центром внимания и развлечения других.