Как не запрограммировать бедность

Хотела бы поделиться интересным случаем из моей практики. Однажды ко мне на консультацию обратилась молодая мама, которая выразила свою тревогу по поводу странной привычки своей 5-летней дочери.

Ребенок стал приносить в дом чужие игрушки, активно выпрашивая у других детей на детской площадке. Эта ситуация стала вызывать тревогу в семье, особенно учитывая то, что семья живет в достатке и всегда старается предоставить ребенку лучшее.

На начальных этапах консультации я провела анализ семейного анамнеза, чтобы выявить корни этой проблемы.

Оказалось, что, несмотря на благополучие семьи, в ее общении с дочерью часто звучали фразы вроде "денег нет, нужно экономить...". Ребенок, будучи наблюдателем таких разговоров, начал воспринимать их и стал придерживаться идеи нехватки средств. Он перестал просить что-либо у родителей, но при этом начал выпрашивать у других детей игрушки. Он чувствовал ответственность за семейный бюджет и старался не беспокоить родителей своими просьбами.

Следуя этой логике, при посещении магазина игрушек, ребенок, увидев множество вариантов, начинал оценивать каждое приобретение и внимательно следил за реакцией детей и родителей в магазине.

Однажды я стала свидетелем сцены в магазине, где четырехлетний мальчик в истерике требовал от родителей купить игрушку «Камаз». Однако в его руках уже был конструктор. Родители не обращали внимания на его желание, а скорее ругали его за просьбы и утверждали, что у них нет денег. Эти эмоционально заряженные моменты и разговоры могли сформировать негативное программирование у ребенка.

Часто родители не осознают, что такие фразы и сцены могут оказать глубокое воздействие на психику ребенка. Эти негативные установки могут формировать в ребенке ощущение дефицита и ограниченности, что в итоге приводит к выученной бедности.

"Многие семьи сталкиваются с ситуациями, когда фразы вроде "нет денег... ты нас разоришь..." становятся повседневными. Эти убеждения ограничивают восприятие мира и могут повлиять на взрослую жизнь ребенка. Ребенок начинает верить в этот дефицитный мир и подсознательно устанавливает себе ограничения. Эта выученная бедность может привести к недовольству жизнью, стрессам и даже реальной финансовой нестабильности. Позднее, взрослея, люди, воспитанные в такой атмосфере, могут избегать требовать того, что они заслуживают, а это, как минимум, препятствует их личному и профессиональному росту."

Родители могут помочь своим детям избежать выученной бедности, общаясь с ними о финансах и создавая позитивное и здоровое отношение к деньгам и достоинству.

Как помочь ребенку развивать здоровые финансовые навыки?

В работе с детьми, особенно в контексте их отношения к деньгам и покупкам, есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Важно научить ребенка ценить свои вещи и разумно подходить к покупкам. Вместо того, чтобы удовлетворять каждое его мимолетное желание, родители могут помочь ему понять, что каждая покупка связана с определенными затратами. Родителям не следует давать всё, что ребенок просит, как только он начинает кричать или просить. Вместо этого, можно использовать моменты отказа как возможность научить ребенка обращаться с деньгами.

Один из способов научить ребенка ценности вещей — это позволить ему заработать то, что он хочет. Это может включать в себя обмен игрушки на выполнение какой-то задачи или выполнение небольшой работы. Родители также могут сохранять чеки и вместе с ребенком возвращать игрушку в магазин, если условия сделки не были выполнены. Это поможет ребенку осознать, что вещи стоят усилий, и научит его ценить то, что у него есть.

Кроме того, можно использовать личный пример, чтобы объяснить ребенку, как принимать взвешенные решения о покупках. Например, можно дать ребенку определенную сумму денег и объяснить, что это его бюджет на месяц. Ребенок может сам решить, на что он хочет потратить эти деньги, при этом у него будет право выбора. Такие упражнения помогут ребенку осознать, что существуют более важные и приоритетные покупки, и научат его анализировать свои желания и финансовые решения.

Приведу пример из раннего детства, который сыграл важную роль в формировании моей финансовой грамотности. В моем детстве я много времени проводила с дедушкой, и походы в магазины всегда были для меня увлекательными.

Однажды в магазине я случайно взяла шоколадку с полки, не обращая внимания на цену и даже не прочитав состав. Меня привлекла только яркая упаковка, и я взяла товар. Дедушка посоветовал мне взглянуть на состав шоколадки, обратить внимание на ее массу и цену, а затем самой принять решение. Этот опыт оказал на меня глубокое влияние и сформировал во мне умение анализировать, расставлять приоритеты и избегать эмоциональных порывов при совершении покупок. Этим примером был сделан акцент на том, что выбор всегда зависит от меня, и это научило меня принимать ответственность за свои решения и действия.

Подобные случаи подчеркивают важность понимания влияния семейного опыта на финансовую грамотность и умение разбираться в деталях детских переживаний и убеждений. Опыт, который мы приобретаем в детстве, может оказать значительное воздействие на нашу финансовую жизнь во взрослом возрасте.

Важно помнить, что модель поведения родителей может сильно влиять на развитие финансовых убеждений у детей. Родители, которые избегают обсуждения финансов или демонстрируют неосознанное потребительское поведение, могут передать своим детям негативные финансовые установки. Поэтому родители должны быть осознанными в своих действиях и давать детям хороший пример в отношении управления деньгами.

Помогая детям развивать финансовую грамотность и учиться принимать взвешенные решения о покупках, родители могут подготовить их к успешному финансовому будущему и научить их справляться с деньгами взрослым и ответственным способами.

Получить консультацию