Посттравматический стресс у онкологических больных

Диагноз злокачественного новообразования является очень сильным травматическим стрессором для каждого человека и сопровождается переживанием интенсивных негативных эмоций: интенсивного страха, чувства беспомощности, оцепенения.

Наличие дистресса у онкологических пациентов, а также симптомов, обусловленных стрессом и травмой: избегающее поведение, навязчивые мысли, усиление возбудимости, - характеризующих посттравматическое расстройство. Посттравматические симптомы отмечаются среди пациентов с различными видами рака, включая рак молочной железы, трансплантацию костного мозга и. т. д. Кроме того, симптомы травмы встречались, как непосредственно у самих пациентов, проходящих лечение (включая детей), так и у членов их семей.

Угрожающие жизни заболевания, в том числе онкологические, отличаются от обычных травматических событий. Онкологические заболевания относят к так называемым «невидимым» стрессорам. В начале больной раком воспринимает информацию, что «угроза», связанная с раком это просто болезнь. Стрессором является понимание того, что болезнь может угрожать жизни. Такое воздействие обследовано процессом когнитивной переработки информации, что зачастую не вызывает непосредственных реакций. В этом смысле диагноз «рак» сходен с воздействием радиационной или токсической угрозы; его влияние определяется рациональным знанием человека об угрозе жизни. Механизм развития ПТСР при действии «невидимого стресса отличается от аналогичного механизма в случае явно воспринимаемого, событийного стресса. Восприятие и оценка возможных неблагоприятных последствий воздействия стрессогенных факторов базируются, с одной стороны, на рациональном знании об их наличии, и с другой стороны, на неосознаваемом или лишь частично осознаваемом эмоциональном переживании страха по поводу влияния этих факторов на жизнь и здоровье человека.  

Другое отличие состоит в том, что опасное для жизни заболевание угрожает будущей жизни человека, в отличие от событийных видов травм, которые, как правило, являются событиями прошлого, запечатленными в памяти и влияющими на настоящее. Онкологическое заболевание представляет для пациентов не только угрозу жизни, но и пролонгированную угрозу качества жизни, поскольку для многих оно становится хроническим. Соответственно, специфические симптомы ПТСР – навязчивые мысли о травматическом событии – могут не быть воспроизведением актуальных событий, таких как диагностирование рака или воздействие токсичного лечения, и ориентироваться главным образом на будущее.

Специфика угрожающих жизни болезней состоит в том, что угроза исходит не из внешней среды, как при других травмах, а изнутри организма, т.е ее нельзя «отследить» от индивида. Эти факты качественно отличают переживания человека, у которого диагностировали онкологическое заболевание, от переживания людей, перенесших событийный стресс, и обуславливают специфичность механизмов развития посттравматических состояний.

Некоторые аспекты лечения онкологических заболеваний также могут выступать в качестве событийного стресса например, операция, прохождение постоперационной терапии – и таким образом являться дополнительным или самостоятельным источником стрессового воздействия.

У пациентов с онкологическим заболеванием также выявляется наличие психопатологических симптомов, уровень выраженности которых взаимосвязан с интенсивностью признаков посттравматического стресса, который способный отягощать процесс совладения травмой. Симптоматика враждебности, фобической тревожности и паранойяльных симптомов, обсессивно-компульсивности, депрессии и психотизма является показателем значимо более высокого уровня выраженности признаков посттравматического стресса.  

Выраженность признаков посттравматического стресса у больных сопряжена с содержательными характеристиками личности – базисными убеждениями, формирующимися из опыта взаимодействия с окружающим миром и опосредующих восприятие происходящих событий. К характеристикам, взаимосвязанным с высокой интенсивностью признаков посттравматического стресса у онкологических больных, относятся негативные базисные убеждения о ценности значимости собственного «Я», своей удачливости и способности контролировать ситуацию, а также негативные убеждения о доброжелательности окружающего мира.

Пациент, у которого высокий уровень психологического дистресса, имеет более выраженное иммунодефицитное состояние, чем пациенты с отсутствием ПТСР – симптоматики. У пациентов с ПТСР повышена концентрация катехоламинов, что подтверждает наличие выраженного стрессового состояния на нейроэндокринном уровне.

Важно! ФРАЗЫ, КОТОРЫЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ ОНКОЛОГИЧЕСКОМУ БОЛЬНОМУ

«Я знаю, что ты сейчас чувствуешь и какой период переживаешь»

Разные пациенты по-разному воспринимают заболевание. В данном случае, вполне уместно спросить, как чувствует себя больной и нужна ли какая-то помощь. Пусть человек поделится своими переживаниями…

«Ты очень сильно похудел, осунулся…»

При общении с больным стоит избегать разговоры о внешности. Обычно такие напоминания заставляют еще сильнее переживать.

«У моего знакомого, родственника нашли такую же болезнь» (приводя примеры лечения и исход болезни)

Не стоит сравнивать пациентов и тем более заболевание. Позитивный исход лечения, в качестве мотивационного примера можно рассказывать больному. Но только в том случае, если больной сам пожелает завести этот разговор.

«Тебе повезло, легко отделался. У тебя не самый тяжелый рак»

Да, некоторые опухоли ведут себя менее агрессивно и обнаружение болезни на ранних стадиях дает благоприятный прогноз. Но любое онкологическое заболевание смертельно опасно и лечение очень тяжелое, которое требует физических и эмоциональных сил. 

«Есть различные методы эффективного лечения...»

У Вас нет медицинского образования и доказательной практики, что народная медицина эффективна перед этой болезнью. Каждый должен заниматься своим делом. Ваши советы могут быть опасны для здоровья.

«Это потому, что ты курил…пил…неправильно питался…всё из-за твоей кармы…»

Говорить такие слова, категорически нельзя. Во-первых, ситуацию уже не изменить. А во-вторых, ваши обвинения заставят больного чувствовать себя ещё хуже. Негативные эмоции пациенту противопоказаны. 

«Не расстраивайся! Успокойся!»

Держать позитивный настрой и мгновенно взять себя в руки тяжело, зная, что человек болен раком. Лучше будет, если просто скажите, что вы рядом, поддерживаете и готовы помочь.

«Что говорят врачи? Каковы прогнозы?»

Если каждый будет задавать такие вопросы, то больному может стать хуже. Вы будто уточняете срок жизни. Ему важно держать позитивный настрой.

«Я переживаю, даже не знаю, что делать! Подскажи!»

Человеку с таким тяжелым заболеванием итак сложно воспринимать происходящее, а тут еще вы усиливаете стресс. Необходимо сохранять спокойствие и меньше говорить о себе!

Получить консультацию