Родитель, Взрослый и Дитя
Результат поиска ответа для тех людей, которым нужны надежные факты, чтобы понять, как функционирует сознание, почему мы поступаем так, а не иначе, и как перестать делать что-то, если мы этого хотим. Ответ лежит в одном из самых ярких направлений в психологии – трансактном анализе. Этот метод дал новый ответ тем, кто ориентирован скорее на изменение, чем на установление порядка, людям, желающим трансформировать, преобразовать себя. Он реалистичен, поскольку ставит человека перед фактом, что тот ответственен за все, что случится в будущем, независимо от того, что произошло в прошлом.
В работе по созданию трансактного анализа Берн отмечал, что, когда мы наблюдаем и слушаем людей, они меняются на глазах. Одновременно меняются все выражение лица, речевые обороты, жесты, поза и телесные функции, которые могут повлечь прилив крови к лицу, сильное сердцебиение или учащающие дыхание.
Эти резкие перемены можно наблюдать в каждом: мальчик, заливающийся слезами, когда у него испортилась игрушка; девочка-подросток, удрученное лицо которой вспыхивает от волнения, когда телефон, наконец, зазвонит; мужчина, бледнеющий и дрожащий при получении известия о своем банкротстве; отец, лицо которого каменеет, когда сын перечит ему. Человек, способный так меняться, остается все той же личностью, если говорит о костной структуре, коже и одежде. Тогда что же меняется внутри него? И чем сменяется?
Переходы из одного состояния в другое можно наблюдать по манерам, внешнему виду, словам и жестам. Часто на консультациях я наблюдаю как мужчина или женщина разной возрастной категории преображаются в три различные личности: маленький ребенок с преобладанием чувств, деспотичный родитель, рассудительный и логичный взрослый…
Длительные наблюдения подтвердили предположение о том, что эти три состояния свойственны всем людям. В каждом человеке как бы сохраняется та маленькая личность, какой он был в свои три года. В нем присутствуют также и его собственные родители. Они представлены в мозгу записями реальных переживаний тех внутренних и внешних событий, наиболее значительные из которых произошли в течении первых пяти лет жизни. Существует и третье состояние, отличающиеся от этих двух. Первые два состояния названы Родитель и Дитя, а третье - Взрослый.
Эти состояния – не роли, а психологические реальности. Родитель, Взрослый и Ребенок – не абстрактные понятия, подобно Сверх-Я, Я и оно, а феноменологические реальности. Каждое состояние вызывается повторным проигрыванием записанной ранее информации, затрагивающей реальных людей, реальное время, реальные места, реальные решения и реальные чувства.
Родитель
Это огромное создание в мозгу записей бесспорных или навязанных внешних событий, воспринятых человеком в первые годы его жизни. Этот период, который мы приблизительно ограничили первыми пятью годами жизни, предшествует социальному рождению индивидуума, когда он покидает дом и поступает в школу, следуя требованиям общества.
Все наблюдаемые ребенком действия родителей и все сказанное ими и услышанное ребенком записывается под рубрикой «Родитель». Каждый имеет Родителя в том смысле, что каждый испытал внешнее воздействие в первые пять лет жизни. Родитель специфичен для каждой личности и является записью комплекса ранних переживаний, уникальных для нее. Все наставления, правила и законы, которые ребенок слышал от своих родителей и наблюдал в их собственной жизни. Они охватывают все, начиная от обращений родителей к ребенку в самом раннем возрасте, интерпретированных им невербально по интонации, выражению лица, ласкам и отсутствие таковых до сложных вербальных правил и предписаний, установленных родителями по мере того, как маленькая личность становится способной понимать слова.
Так же записывается образ радостной, счастливой матери и восхищенный вид гордого отца. Запись осуществляется непрерывно, огромное количество информации хранится в записях Родителя.
Дитя
Это запись внутренних событий, реакций маленького человека на то, что он видит и слышит. В этой связи важно напомнить наблюдения Пенфилда:
…субъект снова переживает возникшую когда-то эмоцию, и он склонен к той же интерпретации, истинной или ложной, которая была им дана при переживании в первый раз. Таким образом, пробужденные воспоминания не являются точным фотографическим или фонографическим воспроизведением сцен или событий прошлого. Это воспроизведение того, что человек видел, слышал, чувствовал и понимал.
Это есть та информация «видения, слышания, чувствования и понимания», которую мы определили как Дитя. Поскольку маленькая личность не имеет запаса слов в период наиболее важных ранних переживаний, то большая часть ее реакции проявляется в чувствах. Недовольный взгляд, обращенный в его направлении, может только вызвать чувства, пополняющие его запас негативных данных о самом себе. Это моя вина. Опять. И так всегда. Всегда так будет. Круг до конца.
Преобладающим побочным продуктом запретительного воспитательного процесса являются негативные переживания. На их основании маленькая личность рано заключает: «Я не в порядке». Мы называем такого рода самооценку неблагополучием или неблагополучным Дитя. Такое заключение, а также длительное переживание безразличных чувств, которые приводят к нему и подтверждают его, постоянно записываются в мозгу и не могут быть стерты.
Но есть и светлая сторона: Дитя является также огромным хранилищем позитивных сведений. В нем процветает творчество, любознательность, желание исследовать и узнавать, стремление потрогать, почувствовать и испытать, а также записи удивительно свежих чувств первых открытий.
Взрослый
Информация Взрослого накапливается в результате осознания ребенком того, что реальная жизнь кое-чем отличается и от «преподанной концепции» Родителя, и от «прочувствованной концепции» Дитя. Взрослый формирует «продуманную концепцию» жизни на основе сбора и анализа информации.
Взрослый является как бы компьютером, который выдает решения после обработки информации, полученной из трех источников: Родителя, Дитя, а также той информации, которую накопил и накапливает сам Взрослый. Одна из наиболее важных функций Взрослого состоит в изучении данных Родителя, в оценке их правильности и пригодности к настоящему времени и затем в принятии или отвержении их; в оценке данных Родителя, в оценке их правильности и пригодности к настоящему времени и затем принятии или отвержении их; в оценке данных Дитя - соответствуют ли они настоящему или же устарели, поскольку являются реакцией на устаревшие данные Родителя. Цель состоит в том, чтобы свободно изучать данные Родителя и Дитя.